Счётная палата сообщила о недостаточно прозрачном механизме господдержки кино. Деньги на фильмы легко выводить в офшоры
Счётная палата сообщила о результатах проверки механизма государственного финансирования российских фильмов — затрагивалась деятельность Министерства культуры и Фонда кино с 2017 по 2019 годы. Как отметил РБК, ведомство обнаружило непрозрачные схемы при выделении денег, необъективные решения экспертных советов и недостаточно чёткие критерии для оценки картин.
Три проблемы, обнаруженные Счётной палатой:
— Получатели госденег могут вообще не отчитываться о том, куда потратили субсидии. Проверка Счётной палаты показала, что они переводят средства на счета компаний, которые не обязаны предоставлять отчёты, как этого требует договор с Минкультом. До 60% денег перенаправляли на счета российских компаний, где работают всего 10 человек, или выводили на Кипр. Например, СТВ, сделавшая фильм «Конёк-Горбунок», перевела 287 миллионов рублей на счёт компании, где работают два человека.
— В экспертных советах Фонда кино и Минкульта состояли люди, которые одновременно выступали участниками обсуждения и авторами, требующими государственное финансирование. Из-за этого возможен конфликт интересов: в базе отсутствуют документы, подтверждающие, что режиссёры и продюсеры не оценивали собственные картины или не занижали баллы для конкурентов. Например, когда в совет входили члены правления «Союзмультфильма», студия была крупнейшим получателем госденег из всех анимационных компаний на общую сумму 230 миллионов рублей.
— Минкульт и Фонд кино не требуют хранить результаты голосования — обсуждение может проходить хоть устно, хоть по телефону. Эксперты из совета вообще могли не знать, за кого голосуют: «Существуют риски, что члены экспертных советов не обладали достаточной информацией о проектах, в отношении которых они проголосовали», — говорится в отчёте Счётной палаты. В Минкульте заверили, что экспертов просят подписывать свои листы с голосами, чтобы избежать конфликта интересов.
— Эксперты, при оценке картин, чаще всего не учитывают успешность и окупаемость предыдущих картин этой студии или режиссёра. Например, получивший госденьги «Урфин Джюс и деревянные солдаты» провалился в прокате и не отбил свой бюджет, однако Минкульт всё равно выделил субсидии в 200 миллионов рублей на вторую часть.
21 октября Минкульт впервые раскрыл данные о господдержке отечественных фильмов. Выяснилось, что каждый третий российский фильм не окупает госрасходов на его производство. После «Ведомости» узнали, что половину профинансированных фильмов зрители в кинотеатрах почти не смотрели, а некоторые из картин даже не были в прокате.