Почему протесты в Екатеринбурге важны для всей страны

противостояние у Храма в Екатеринбурге

События на Урале показывают: любую уступку требованиям общества власть воспринимает как катастрофу, как собственное поражение

В ночь на 15 мая в Екатеринбурге полиция задержала более двух десятков протестующих против строительства храма святой Екатерины на месте сквера в центре города. Наутро задержания продолжились — тех, кого посчитали организаторами протеста, брали прямо в квартирах. Правда, пока их доставляли в ОВД для «опроса», а не для допросов.

Вечером 15 мая участники протеста планируют провести флешмоб на месте будущей стройки. Судя по заявлениям губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, ждать, что акция пройдет мирно, не приходится. Власть справилась с растерянностью, правоохранителям дана команда «фас».

И, конечно, то, что с начала недели творится в столице Урала, важно не только для местных жителей. Тут — удивительный сплав инноваций и традиций в той сфере, которую можно назвать «методологией выстраивания диалога между властью и обществом». Любой такой «диалог» заканчивается задержаниями, это как раз традиция, но и кое-что новое здесь можно рассмотреть. И заодно понять, как именно воспринимается властями любая гражданская активность.

Предыстория

До 1930-го в центре Екатеринбурга стоял собор святой Екатерины. Потом его взорвали. В 2009-м тогдашний губернатор Александр Мишарин задумал его восстановить. Однако выяснилось, что площадь Труда, которую губернатор решил застроить, с жителями, естественно, не посоветовавшись, нравится горожанам, начались протесты, в организации которых сыграл Леонид Волков, бывший депутатом городской думы, и от проекта отказались.

Идея была реанимирована уже в 2016-м, за дело взялись местные олигархи — совладелец «Русской медной компании» Иорь Алтушкин и Андрей Козицын из «Уральской горно-металлургической компании». Влияния богомольных миллиардеров хватило, чтобы горожан снова поставили перед фактом — храм будет, причем для его постройки в акватории Городского пруда создадут искусственный остров.

Городской пруд на реке Исеть — это самый центр города, важнейшая часть городского пейзажа. Екатеринбургу вообще в некотором смысле повезло: конечно, там хватает и пустырей, и мрачных заводских районов (легендарный Уралмаш после выхода книги Алексея Иванова «Ё-бург» известен, кажется, всей стране), но в центре сохранившиеся дореволюционные домики, памятники советского конструктивизма и даже новодельные небоскребы составили вполне симпатичный ансамбль, для которого пруд — своеобразная точка сборки.

Привычное для власти нежелание хотя бы обсудить очередной проект с горожанами наткнулось на протест. Жители, как выяснилось, настолько любят свой пруд, что даже Музей городского пруда создали. Было проведено три масштабных акции протеста, участники которых выстраивались по периметру пруда и, взявшись за руки, «обнимали» водоем, чтобы защитить. А спасли пруд президентские выборы: никакие массовые протесты в ходе избирательной кампании были Кремлю не нужны, сверху дали указание, Куйвашев взял под козырек, медные богомольцы тоже успокоились. Храм на воде строить передумали.

Противостояние

Важно понимать: большинство протестующих выступают не против храма как такового, и тем более — не против Русской православной церкви. Об этом прямо говорилось в заявлениях Комитета защиты пруда и письмах, которые члены комитета отправляли в самые высокие инстанции. Спор идет только по поводу мест, которые выбираются под храм. Многочисленные городские пустыри, разнообразный недострой, которого, кстати, и в центре Екатеринбурга хватает, заводские окраины, где храм (по плану в нем будут библиотека и лекторий) мог бы сделаться важной культурной институцией, почему-то не привлекают меценатов, твердо решивших сделать «подарок городу».

От идеи построить храм на пруду в итоге отказались, но выбрали под строительство сквер в центре города, важное для жителей место отдыха. Кое-чему при этом научились, симулировали по московской, собянинской методе «общественные слушания», на которые попали только правильные люди, готовые поддержать любое решение начальства, городская дума поменяла назначение территории — перевела из категории «парки и скверы» в категорию «зона объектов религиозного значения».

В общем, легко было догадаться, что воспоследуют акции протеста, тем более, что горожане знали — у протеста есть шанс на успех. Самое массовое выступление началось вечером в понедельник, 13 мая. Не менее двух тысяч жителей города пришло к месту будущей стройки. Чахлый забор, которым накануне обнесли сквер, повалили, сквер вернули городу. Внутри начались гуляния. Однако довольно быстро на месте оказались некие молодые люди спортивного вида, начавшие избивать собравшихся, умудряясь одновременно и сквернословить, и рассказывать о своей любви к богу и церкви. Полиция демонстративно бездействовала. Позже выяснилось, что разгоняли мирный протест «студенты» Академии единоборств Русской медной компании.

Спортсмены вытеснили мирных жителей из сквера и подняли рухнувшее ограждение. Противостояние продолжалось до утра, но уже без драк. К этому времени власть почувствовала, что теряет контроль над происходящим, губернатор предложил протестующим выбрать переговорщиков и вызвался быть модератором в ходе обсуждения.

Никакого обсуждения, собственно, не вышло. Журналистов на встречу не пустили, но содержание беседы известно: губернатор объявил, что оснований для прекращения стройки нет, несанкционированные акции недопустимы, возможно, и возбуждение уголовных дел против особо буйных, а также намекнул, что за протестом наверняка стоят какие-нибудь враждебные силы.

Ну, а после против протестующих действовала уже Росгвардия.

Тень Майдана

Происходящее, конечно, серьезный удар по имиджу церкви. В Екатеринбурге, на месте Ипатьевского дома, где расстреляли царскую семью, есть уже Храм-на-Крови. Зачем строить еще один — на крови мирных граждан, битых бандитского вида спортсменами и ОМОНом? Почему так важно построить его, увеча сформировавшийся облик центра города? Зачем непременно лишать горожан важных для них мест отдыха? Впрочем, это все вопросы риторические, а нам интереснее стиль поведения светских властей.

На федеральных телеканалах события в Екатеринбурге не освещаются вообще никак. Но это не значит, что тему просто лишили замалчивать. Блогеры и авторы телеграм-каналов, отрабатывающие заказы администрации президента, хором возмущаются бездействием полиции и требуют жестких мер в отношении «организаторов массовых беспорядков» (под которыми, естественно, подразумеваются не бойцы из Академии единоборств, а обычные граждане, вышедшие защитить свой сквер). Требуют также проведения общественных слушаний, чтобы показать, как мало у протеста сторонников. Авторы методичек явно сидят в Москве и просто не в курсе, что слушания уже проводились. Прозревают в происходящем «микро-майдан», поскольку какие-то молодые люди, отнюдь не многочисленные, прыгали возле сквера и скандировали: «Кто не скачет — тот за храм».

Стратегии медийной отработки события позволяют увидеть, как именно власть относится к протесту. Они и мысли не могут допустить, что протест может возникнуть стихийно, что граждане могут сами отстаивать свои интересы и свои права. Ищут организаторов, винят во всем Навального (пока не Госдеп, но и это будет), повторяют привычные заклинания про искусственное раскачивание ситуации и «оранжевые технологии».

Ведь, казалось бы, так просто. Услышьте жителей. Проведите честные слушания. Найдите место, за которое не будут биться — мы, в конце концов, живем в самой большой и не самой застроенной стране, у нас нет дефицита пространств. Но это-то как раз и невозможно.

Это и есть традиция, модельный момент для «диалога» российской власти любого уровня с обществом. Власть любую уступку требованиям общества, пусть даже самым разумным, воспринимает как катастрофу. Как собственное поражение. В Екатеринбурге одно такое поражение уже было, когда пришлось отказаться от идеи построить храм на пруду. Значит, теперь они будут давить до последнего, доказывать, что способны разобраться с любым протестом и навязать свою волю.

А екатеринбургская инновация — в попытке самоустраниться, делегировать право разгона мирной акции внешней силе. Не просто симулировать гражданский конфликт, нет. Случаев, когда какие-нибудь чоповцы бьют горожан, протестующих против застройки, в России достаточно; происходило похожее и при строительстве храмов, когда боевики из околоцерковного движения «Сорок сороков» нападали на людей, в том числе в Москве. Куйвашев еще и попытался выступить в роли арбитра, этакого миротворца. Правда, что вполне ожидаемо, все его миротворство свелось к простому тезису: будете буянить — так мы вас пересажаем. Причем обращена угроза не к тем, кто бил, а к тем, кого побили.

Происходящее в Екатеринбурге потому и важно для всей страны, что здесь — не в первый раз, конечно, зато наглядно, — формулируются ключевые положения взаимодействия власти и общества. Прав, объясняют горожанам, у вас нет, вы здесь не живете, вас здесь терпят. А любая попытка противостоять сделает вас преступниками, и тогда уж пеняйте на себя.

А в ночь со среды на четверг в городе и области синоптики обещают заморозки.

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления