СМИ рассказали о контроле «Роснефти» над газетой «Ведомости» из-за кредита — Открытые Медиа

СМИ рассказали о контроле «Роснефти» над газетой «Ведомости» из-за кредита

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Что случилось

Издания The Bell, Forbes Russia и «Медуза» выпустили расследование, посвящённое продаже газеты «Ведомости» и возможных связях сделки с «Роснефтью». В марте владельцы «Ведомостей», в том числе Демьян Кудрявцев, объявили о её продаже основателю издания «Наша Версия» Константину Зятькову и управляющему директору Arbat Capital Алексею Голубовичу. Вскоре на пост главного редактора «Ведомостей» был назначен Андрей Шмаров, с которым редакция газеты вступила в конфликт из-за материалов про «Роснефть». Журналисты выяснили, что с 2017 года «дочка» нефтяного гиганта контролирует газету через долги её экс-владельца Демьяна Кудрявцева. Что ещё стало известно из расследования:

  • Связи с Кремлём. До 2015 года у «Ведомостей» (издатель «Бизнес Ньюс Медиа», БНМ) были только иностранные бенефициары. Демьян Кудрявцев купил 100% акций «Ведомостей» за 10 млн, большая часть этой суммы при этом пришлась на долги перед иностранными инвесторами. Источник «Медузы» отмечает, что сделка при этом затягивалась, поскольку Кудрявцев долго не мог получить одобрение на неё «на самом верху». Сам Кудрявцев это опровергал, отмечая, что только «с целью, чтобы они были в курсе», рассказал о покупке газеты пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову и первому замглавы администрации президента Алексею Громову (он курирует работу федеральных медиа). «Ведомости», однако, также писали, что сделка согласовывалась в Кремле.
  • Переход в Россию. В 2015 году основным владельцем «Ведомостей» (БНМ) через кипрский офшор Delovoi Standard стала супруга Кудрявцева Яна Мозель-Кудрявцева. Через год, когда вступил в силу закон о запрете иностранцам владеть СМИ в России, акции БНМ были переведены из Кипра российской компании «Аркан инвестмент» (тогда она также принадлежала семье Кудрявцева).
  • Первый кредит у Газпромбанка. The Bell обнаружил, что для покупки БНМ «Аркан» получил кредит на 2,6 млрд рублей у Газпромбанка («дочка» государственного «Газпрома»), более 1,7 млрд он потратил на «Ведомости». Кипрский офшор Кудрявцева при этом продал 100% акций БНМ «Аркану» не за 10 млн, а за 24,2 млн (1,8 млрд рублей) в два с лишним раза больше той суммы, за которую «Ведомости» выкупали партнёры Кудрявцева (Владимир Воронов и Мартин Помпадур) в 2015 году. Таким образом, газета была полностью выкуплена за заёмные деньги (сам Кудрявцев также просил кредит на сумму «меньше $1 млн» у своего партнёра, бизнесмена Босова).
  • Игорь Иванович Сечин. Получить согласие на сделку в 2015 году Кудрявцеву помогал его партнёр, миллиардер Дмитрий Босов: по данным The Bell, он «продал» идею установить контроль над «Ведомостями» главе «Роснефти» Игорю Сечину. «Кто-то кому-то выдал какие-то займы, Кудрявцев как бы купил, и они пытались играть в демократию», рассказал источник издания.
  • Контроль «Роснефти». Кудрявцев, как следует из расследования, решил в этом году продать газету, чтобы добиться погашения долгов «Аркана». В 2017 году долги компании супруги Кудрявцева перешли фирме «Константа». Последняя, созданная в том же 2017-м, для выкупа долговых обязательств получила кредит на сумму 28 млн в банке «Роснефти» (ВБРР). В результате акции «Аркана» (владелец газеты через БНМ) оказались в залоге у «Константы» выписке из ЕГРЮЛ говорится, что с 20 июня 2017 года права владения на неё находятся в залоге у банка ВБРР). Таким образом, дочка «Роснефти» контролирует издателя «Ведомостей» через долги «Константы», которые она не может погасить из-за низкой прибыли. Представители Газпромбанка и ВБРР на запрос о кредитовании «Аркана» и «Константы» не ответили.
  • Замена Кудрявцева. The Bell нашёл бизнесмена, которому год назад «высокопоставленный человек из окружения Сечина» предлагал взять контроль над «Ведомостями». Речь шла о замене Кудрявцева на другого собственника в обмен на «установление контроля над редакцией». Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев также «принимал самое непосредственное участие» в выборе нового и. о. главного редактора (Шмарова) в ходе переговоров Кудрявцева о сделке с бизнесменами Голубовичем и Зятьковым.
Конфликт в редакции

Журналист Андрей Шмаров возглавил «Ведомости» в конце марта после того, как у газеты сменился собственник. На фоне слухов о связи нового главреда с пресс-секретарём «Роснефти» Михаилом Леонтьевым Шмаров сначала изменил заголовок в статье о продаже активов нефтяной компании в Венесуэле, а затем удалил колонку, посвящённую главе «Роснефти» Игорю Сечину. Он же запретил в «Ведомостях» критические материалы об обнулении президентских сроков Путина, а также материалы по опросам «Левада-центра», сообщив, что к «пожеланиям администрации президента» необходимо прислушаться, если редакция «хочет выжить».

В газете «Ведомости» после смены владельцев назначили нового главного редактора. Чем известен Андрей Шмаров

Журналисты издания выступили против Шмарова. «Это человек, который вообще не понимает, как устроены нормальные СМИ», говорил «Открытым медиа» один из сотрудников редакции. Через неделю после назначения Шмарова сотрудники «Ведомостей» предложили новым собственникам газеты своего кандидата на должность главреда. Необходимость смены руководителя журналисты объяснили тем, что до «потери ключевых сотрудников и последующей деградации [редакции] остаются считаные дни». Сам Шмаров, комментируя письмо, утверждал, что «гипотеза о том, что он не сможет нормально управлять газетой, спорная».

Комментарий Кудрявцева

На вопрос «Ведомостей» о влиянии «Роснефти» и её пресс-секретаря на сделку Кудрявцев ответил, что подозревать его в сговоре с этой компанией нелепо. «После двух судов „Ведомостей“ с этой известной корпорацией, лишения меня гражданства и, по сути, теперь выдавливания из страны подозревать меня в сговоре с этими людьми просто нелепо. Думаю, что они всегда хотели съесть „Ведомости“, но перед тем, как что-то съесть, надо сначала перестать пить», — подчеркнул он.

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления