Усманов против всех: как миллиардер находит клевету в новостях, статьях СМИ и расследованиях ФБК — Открытые Медиа

Усманов против всех: как миллиардер находит клевету в новостях, статьях СМИ и расследованиях ФБК

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

8 ноября полиция заочно предъявила обвинения журналисту «Росбалта» Александру Швареву в вымогательстве и клевете. В апреле 2019 года в редакции издания проходили обыски, которые были связаны с делом, возбуждённым по заявлению бизнесмена Алишера Усманова. По версии следствия, Шварев в своих статьях приводил ложные сведения о миллиардере, а также вымогал деньги у бизнесмена Кенеса Ракишева.

«Открытые медиа» кратко вспомнили другие случаи, когда по жалобе Алишера Усманова на клевету из интернета или изданий удаляли неугодную ему информацию.

Усманов и Шакро Молодой

«У нас не было никаких расследований, ни больших, ни малых, касающихся Алишера Усманова», — говорил главный редактор «Росбалта» Николай Ульянов в разговоре с «Би-би-си». В апреле в редакцию пришли с обысками: адвокат издания связал следственные действия с уголовным делом о клевете, которое началось с заявления Усманова. Обыски в том числе прошли и дома у Александра Шварева, который на тот момент проходил по делу как свидетель.

Как рассказал главный редактор, оперативники искали материалы, в которых бы упоминался криминальный авторитет и вор в законе Шакро Молодой (настоящее имя — Захарий Калашов). С ним в том числе связаны несколько высокопоставленных сотрудников Следственного комитета, которые получали взятки и после были пойманы ФСБ. С какой именно публикацией «Росбалта» связаны следственные мероприятия — неизвестно. В редакции заверили, что писали про Усманова и Шакро Молодого только общеизвестные новости, которые были и у других СМИ.

В августе 2019 года Усманов выиграл суд против сайта Russian Criminal. В трёх статьях, которые миллиардер посчитал клеветой, говорилось о его связях с Шакро Молодым. Например, фамилия бизнесмена встречается в «прослушке» разговоров сотрудников СК, которые стали обвиняемыми по делу о взятке от криминального авторитета. Бизнесмен якобы был связан с «солнцевской ОПГ», руководителем которой считался Калашов. В то же время депутат Андрей Скоч добился от «Дождя» удаления статьи, где говорилось, что он также связан с Шакро Молодым.

Усманов и Навальный

В 2017 году Фонд борьбы с коррупцией выпустил самый известный свой фильм-расследование — «Он вам не Димон», посвящённый коррупционной империи премьер-министра Дмитрия Медведева. В материале утверждается, что миллиардер якобы пожертвовал связанному с Медведевым фонду участок с домом стоимостью 5 миллиардов рублей. В ответ бизнесмен заявил, что не передавал недвижимость, а обменял на принадлежавшую фонду территорию.

По итогу спора Усманов подал на ФБК и Алексея Навального в суд. Миллиардер потребовал удаления порочащих его материалов и публикации опровержений. Суд встал на сторону бизнесмена и постановил удалить «Он вам не Димон» из интернета, однако политик отказался это делать. Ролик до сих пор доступен на YouTube. Однако в отношении бывшего директора ФБК Романа Рубанова возбудили уголовное дело за отказ удалять видео, хотя оно загружено на личный канал Навального. Когда Рубанова включили в список розыска МВД, он покинул Россию.

Усманов и обвинения в изнасиловании

Вместе с иском к ФБК Усманов вышел на новую для себя территорию: стал видеоблогером. Миллиардер записал ролики с ответами Алексею Навальному, где ответил на вопросы из расследования и обвинил политика во лжи. Как выяснил РБК, бизнесмен согласовывал свои действия, в том числе иск, с Кремлём. По информации «Би-би-си», ролик записывали по личной инициативе Усманова, а помогал ему шоумен и писатель Сергей Минаев. РБК также получил доступ к материалам, которые подтверждают слова миллиардера из ролика. В своём видео Навальный говорил, что бизнесмена судили за изнасилование и мошенничество. Но в документах, которые получили журналисты, указаны лишь наказания за мошенничество и взятку — речи об изнасиловании там нет.

Первым про обвинения Усманова в изнасиловании рассказал Крейг Мюррей, бывший посол Великобритании в Узбекистане. В его блоге вышла статья «Алишер Усманов — ужасный убийца, преступник, рэкетир и наркоторговец», где автор рассказал об «ужасном изнасиловании», которое совершил бизнесмен, ещё будучи на родине, и которое после тщательно скрыли. По данным РБК, в книге бывшего посла также упоминается изнасилование, но без прямой привязки к Усманову. После публикации материала сайт Мюррея отключили по запросу лондонской юридической фирмы Schillings, которая представляла интересы Усманова. В интервью The Guardian бизнесмен заявил, что все обвинения, предъявленные в 1980-х годах, были сфабрикованы.

Про изнасилование, якобы совершённое Усмановым, ещё в 1998 году писал экономический журнал «Деловые люди», обратила внимание «Медуза». Однако материалы сейчас недоступны, а в следующем номере издание опровергло эту информацию. Об этом же в 2004 году писал «Компромат.ру», но после также опубликовал опровержение: журналисты сделали это в обмен на отказ представителей Усманова идти в суд. Пиарщики бизнесмена вносили правки в статью о нём в «Википедии»: удаляли сведения про изнасилование. В те годы «МегаФон» не совсем удачно вышел на Лондонскую биржу, а одним из акционеров был Усманов.

Усманов и «Коммерсантъ»

В мае 2019 года из «Коммерсанта» вынужденно ушли два журналиста: Иван Сафронов и Максим Иванов покинули издание, по их словам, из-за решения акционера издания Алишера Усманова. В разговоре с «Ведомостями» представитель бизнесмена заявил, что тот «не вмешивается в редакционную политику и тем более не принимает решений по увольнению или приёму на работу журналистов». Несмотря на это, вскоре «Коммерсантъ» покинул весь отдел политики: более 11 человек признались в солидарности с коллегами и выступили против давления на прессу.

По словам журналистов, акционерам не понравилась статья про Валентину Матвиенко. В материале говорится, что спикер Совета Федерации намерена обсудить с Владимиром Путиным свой возможный уход. Её преемником источники назвали руководителя Службы внешней разведки Сергея Нарышкина. Акционеры «Коммерсанта» объяснили The Bell, что заподозрили авторов статьи в политическом заказе из-за отказа раскрыть источники и «нарушения стандартов».

Николай Чумаков

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления