Вуди и люди: Юрий Гладильщиков о фильме «Колесо чудес»

Самый интеллектуальный комедиограф мира Вуди Аллен вновь артистически изменил себе в «Колесе чудес».

С Вуди Алленом не заскучаешь. Лично мне никогда не надоест ни один его фильм. В последние четверть века пару раз казалось, что возраст начинает брать свое. Но черта с два. Как говорил его герой из фильма «Загадочное убийство в Манхэттене», оправдываясь перед женой, которую заставил сбежать с оперного спектакля: «Когда я слишком долго слушаю Вагнера, мне хочется пойти и завоевать Польшу».

Когда я слишком много смотрю Вуди Аллена, мне хочется пересмотреть его классические картины. Тем более что, вышедшая 8 февраля у нас его драма «Колесо чудес» — это чудной, совсем не похожий на себя Аллен. Подобную сенсацию режиссер сотворил 12 лет назад, когда сделал совершенно не свойственный для себя фильм «Матч Пойнт». Тогда в прессе даже появились подозрения и чуть ли не обвинения, что ему помогали некие пацаны-ученики. Ну и где они? Разве что Аллен их лично расстрелял. Теперь подобные обвинения смешны.

О чем это

Вуди Аллен при всем своем парадоксальном юморе всегда оставался консерватором — но не в политике. Вы обратили внимание, что все титры его фильмов написаны одним и тем же шрифтом? А что герой Аллена во всех фильмах, где он сам играет главные роли с конца 60-х, носит одни и те же дурацкие пластиковые очечки?

Главное же: Аллен всегда снимал комедии про комплексы нью-йоркского интеллигента, весь Нью-Йорк для которого сводился не к Манхэттену даже, а к его особому богемному кварталу Гринич-Виллидж.

То-то стало сенсацией, когда в 2005-м Аллен вдруг сделал фильм про других людей и в другом городе: действие «Матч Пойнт» развивается в среде лондонских аристократов и приехавших в Лондон штатовских гопников. А затем еще «Вики Кристину Барселону», «Полночь в Париже», «Римские приключения» и т. д. При этом в финале одного из этих заграничных фильмов — «Сенсации» — Вуди убивает себя в автокатастрофе. И я решил, что он ритуально убил своего героя на экране. Что если раньше во всех комедиях его герой-невротик был главным, то теперь он больше никогда на экране не появится. Так — за редчайшими исключениями — и произошло.

В «Колесе чудес» Аллен производит не менее радикальный эксперимент над собой. Действие происходит в не популярные у режиссера 1950-е, хотя в любимом им Нью-Йорке, но в той его части, куда Аллен, подозреваю, никогда не заглядывал: дальняя часть Бруклина, Кони-Айленд, некогда самый популярный и общедоступный пляж рядом с парком аттракционов. Кони-Айленд знаменит променадом Ригельмана — деревянной набережной, начинающейся с Брайтон-Бич. Не знаю, что там сейчас, но в 2001-м, когда я, попав в Нью-Йорк, решил все-таки посетить Брайтон-Бич, Кони-Айленд и все его аттракционы пребывали в запустении, а набережная казалась по-прежнему удивительной.

Но в фильме Аллена, в конце 1950-х, пляж забит как в Анапе. Тут и обитает странная семья: бывший алкоголик, на деле очень добрый, любящий своих близких человек, в котором непросто распознать Джима Белуши. Бывшая малоудачливая актриса и экс-алкоголичка, в роли которой — вообще почти не узнаваемая Кейт Уинслет. И ее 8-летний сын, который был бы ничего, если бы не его страсть поджигать все, что нельзя.

Семья пребывает в относительной гармонии, хотя героиня Уинслет, все еще представляющая, будто могла стать великой актрисой, заводит роман с пляжным спасателем: начинающим драматургом, вполне узнаваемым Джастином Тимберлейком. И все бы хорошо, если бы в какой-то миг к дому не прибилась дочь отца от первого брака — уже относительно известная молодая актриса Джуно Темпл.

Проблема в том, что она сбежала от своего мужа: итальянского мафиозо. И кое-что предварительно выболтала ФБР. Ей некуда деться. Надежда лишь на то, что ее муж знает: у нее с отцом отвратительные отношения и в доме папы ее, по идее, искать глупо.

Что в этом хорошего

Жаль: надо бы кое-что выдать, да нельзя, выйдет спойлер.

Тогда скажу о другом. В ситуации, когда в Америке вдруг вспомнили о политкорректности, хотя пик ее пришелся на начало 90-х, когда и был напечатан самый страшный роман о перегибах политкорректности («Разоблачение» Майкла Крайтона), хоть как-то стремящийся защитить мужчин, меня удивляет отвага Вуди Аллена, которого тоже ведь начали по-новому доставать. Аллен выводит главным позитивным героем отца семейства. А главной стервой-истеричкой и эгоисткой — его пакостную предательницу-супругу.

Главная сенсация нового фильма, однако, даже не в теме, а в том, как ведущие мировые киносайты определили его жанр. Драма. Вы не ослышались: ДРАМА, хотя в случае с Алленом всегда звучит слово комедия. Мне кажется, режиссер усматривает в этом фильме нечто предельно личное, лично оскорбительное. Хотя дочь главного героя — та, что спасается от мужа-мафиозо, — девушка очень симпатичная. А сам герой, увы, дает слабину во взаимоотношениях с собственной женой, даже понимая, что ей бы как минимум морду набить за предательство.

Но Аллен не был бы самим собой, если бы не решил по ходу фильма хотя бы одну стилистическую задачу. Персонаж Тимберлейка, если вы о нем еще не забыли, драматург. И всё, происходящее в кадре, это, строго говоря, его трактовка событий — его пьеса или сценарий. Аллен давно, а может, и никогда не снимал фильмы, столь тщательно стилизованные под традиционные пьесы. Но «Колесо чудес» — явная шуточка по поводу традиционных классических пьес: от Чехова до Теннесси Уильямса.

Наш вариант рекламного слогана

«А может, хватит пресмыкаться перед политкорректностью?» (из разговора, случайно подслушанного на улице).

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления