10 лучших современных онлайн-спектаклей: театр у вас дома

Мы составили список из десяти спектаклей — лидеров современного театра

Текст: Виктор Вилисов

Система распространения театральных видеозаписей до сих пор очень хаотичная: оперные спектакли стабильно выходят на DVD — просто в силу короткого срока жизни в репертуаре, чего нельзя сказать про спектакли (пост)драматические: театры делают технические или профессиональные видеозаписи и только единицы из них попадают в публичный доступ. Остальные оседают в архивах театров из-за проблем с авторскими правами или по другим причинам.

К счастью, в последние два года в онлайне разными путями стало появляться невиданное доселе количество видеозаписей современного театра. Это происходит по разным причинам: принципы новых медиа проникают в театральное сообщество, люди из отдаленных регионов, где нет приличного театра, интересуются им, и хотят смотреть постановки в сети, театры устраивают прямые трансляции спектаклей на своих сайтах или на каналах в YouTube, откуда они, естественно, утекают в открытый доступ. Мы составили список из десяти спектаклей — лидеров и потенциальных звезд современного театра, посмотрев которые, можно не только примерно понять, в каком направлении современный театр движется, но и полюбить его.

«Гамлет», Томас Остермайер

Поставленный в 2008 году специально для Авиньонского фестиваля, этот спектакль принес Остермайеру мировую известность — насколько вообще о таковой уместно говорить применительно к театру. Сочетая приемы постдраматического театра и почти трагедийный размах, разбавленный гротескным комизмом через вплетение современных примет времени, Остермайер сделал, кажется, эталонного «Гамлета» для начала 21 века. Главную роль в спектакле исполняет великий — уже можно так сейчас сказать — актер Ларс Айдингер. Именно он играет Николая II в не нуждающемся в комментариях фильме «Матильда» и именно его (видимо, за роль в фильме Питера Гринуэя) одна сумасшедшая бывшая прокурорша последние несколько месяцев обозначает как порноактера.

«Тираны», Эрсан Мондтаг

Молодой немецкий режиссер и художник, ученик Франка Касторфа и помощник Вегарда Винге, поставил этот спектакль в 2015 году. Тут играют роль сюрреалистические мотивы, — пришествие в дом незнакомки может отсылать к фильму Пазолини «Теорема», а может быть — к одноименному спектаклю Гжегожа Яжины по этому фильму. Но главным в этом спектакле представляется именно форма. Во-первых, заслуживает внимания сценическое решение: действие происходит в условной квартире с несколькими комнатами; причем, прямому взору зрителей доступны только кухня и гостиная (коридор и несколько спален показываются как бы через камеру наблюдения на экранах, висящих на сцене). Во-вторых, перформеры в этом спектакле существуют как некие антропоморфные существа со странным поведением и моделями передвижения. По-своему продолжая традицию масочного театра, в спектакле Мондтага все актеры действуют с закрытыми глазами — на веки нанесен грим, фальсифицирующий глаза странным образом.

«Басни Лафонтена», Роберт Уилсон

Занимавшийся в начале карьеры авангардными экспериментами в области перформативных практик и многочасовых и многосуточных спектаклей с непрофессиональными актерами, в совсем зрелом возрасте Уилсон сосредоточился на работе с репертуарными театрами и ставит довольно классические по форме спектакли. «Басни Лафонтена» в «Комеди Франсез» — не самое его удачное произведение (в основном, из-за французских актеров, которые очень похожи на русских, которые так же испортили уилсоновские «Сказки Пушкина» в Театре Наций). Но вообще-то большая удача, что видеозапись этого спектакля появилась онлайн. Из более адекватных требуемому Уилсоном качеству театра можно посмотреть «Сонеты Шекспира»,"Страсти по Адаму", «Черный всадник».

«Remote X», Rimini Protokoll

На первый взгляд, очень странно предлагать смотреть этот спектакль на видео, потому что в реальности он представляет полуторачасовую прогулку по сложному маршруту группы из пятидесяти человек в наушниках, в которые транслируется записанный компьютерный голос. Казалось бы, такое совсем нельзя зафиксировать на видео, однако же, посмотрев эту запись, склеенную из таких прогулок в разных городах Европы, можно ответственно сказать, что даже на видео это производит поразительное впечатление. Есть у группы Rimini Protokoll (которая, к слову, являются, пожалуй, главным инноватором современного театра) и вполне конвенциональные по форме сценические работы — например, «Volksrepublik Volkswagen».

«Чистилище», Ромео Кастеллуччи

Ромео Кастеллуччи — итальянский режиссер, которого обычно называют в тройке главных театральных режиссеров и художников современности. Спектакль «Purgatorio» поистине катарсического размаха является частью трилогии режиссера, поставленной по мотивам текста Данте. Первый спектакль — «Inferno» — также можнопосмотреть онлайн; третья же часть, «Paradiso», представляет собой театральную инсталляцию, к которой зрителя пускают на 5−7 минут.

«2», Димитрис Папаиоанну

Греческий режиссер, в 2004 году поставивший шоу для Олимпийских игр в Афинах, известен радикальным физическим и технологическим театром, в котором почти не говорят. Спектакль «2» посвящен тому, как живется гомосексуалам в современной Греции и представляет собой феерическое по изобретательности шоу, в котором людей буквально собирают по частям. Перформеры ловят подвешенные на удочках мячи в замедленном темпе, а мужчина собирает партнеров шлангом от пылесоса, торчащим из ширинки.

«Власть театрального безумия», Ян Фабр

Очень легко находится в YouTube самый известный к текущему моменту спектакль Фабра «Гора Олимп», который идет 24 часа. Cпектакль «Власть театрального безумия» длится меньше — четыре часа — и поставлен раньше, в 1984 году. В 2014-м, к тридцатилетию постановки, Фабр сделал репродукцию этой работы. Видеозапись от 2014 года как раз и стала совсем недавно доступна к просмотру. Все — в лучших традициях оскорбителей чувств: перформеры давят живых лягушек на сцене (хотя Фабр настаивает, что это трюк), много обнаженки (в одной из самых мощнейших сцен два фундаментально раздетых мужчины танцуют в коронах парный танец), очень много физического театра и иронического текста, построенного на повторении. Впечатление оставляет грандиозное. Также можно посмотреть совсем короткий полуторачасовой спектакль Фабра «Оргия толерантности».

«Cosmos+», Hotel Pro Forma

Датская группа экспериментаторов от театра совмещает в своих работах принципы сразу нескольких типов искусства: оперу, современную электронную музыку, перформативные практики, современное искусство и, собственно, постдраматический театр. Спектакли очень «цифровые» и всегда технологично сделаны. В погоне за инновациями в форме в их случае бывает так, что размывается содержание, но, несмотря на это, свое место в пантеоне европейских театральных инноваторов Hotel Pro Forma уже занял. Спектакль «Cosmos+» повествует, как легко понять из названия, о космосе. Причем нарративный ряд спектакля — простейший, почти школьный: озвучиваются некоторые занятные факты из мира астрономии. Если сильно понравится, можно посмотреть еще два спектакля этой театральной группы: «Tomorrow, in a year» и «Neoarctic».

«Murmel Murmel», Герберт Фритч

Немецкий режиссер, начинавший как актер, кажется, в каком-то смысле продолжает традицию своего коллеги Кристофа Марталера, только в более гротескном ключе. Он ставит безумные, токсично-китчевые спектакли по классическим или современным текстам. У него перформеры ведут себя как вспученные идиоты, готовые взорваться от малейшего волнения. Огромную роль в его спектаклях играют костюмы и грим. Спектакль «Murmel Murmel» поставлен по книге Дитера Рота, в которой на протяжении полутора сотен страниц повторяется одно единственное слово — murmel, что в приблизительном переводе с немецкого значит «ворчать, брюзжать». Фритч поставил спектакль, что называется, строго по тексту: в его спектакле тоже на протяжении полутора часов группа исполнителей в разных формах, но всегда безумно, повторяет слово murmel, а вместе с этим падает в оркестровую яму, залезает в боковые карманы сцены и совершает другие абсурдные телодвижения. В сети также можно посмотреть спектакль Фритча «Физики», правда, для этого придется прочитать одноименную пьесу Дюрренматта — видео без субтитров.

«Край земли», Филипп Жанти

Жанти, начинавший как кукольник, с 80-х годов интуитивно выходит на площадку нового жанра — синтетического театра, в котором совмещает театр кукол, современный танец, цирк, театр художника. Свои спектакли Жанти придумывает на основе собственных снов, отсюда такая медитативность и как бы потусторонность его работ. Как в случае со снами, довольно тяжело буквально пересказать сюжет спектаклей Жанти; однозначно можно сказать только, что это всегда большое путешествие. Из недавних его постановок также можно посмотреть «Немобильных пассажиров».


В погоне за балансом между популярными и малоизвестными, но хорошими режиссерами, из списка ускользнули такие важнейшие фигуры современного театра, как Кшиштоф Варликовский, Люк Персеваль, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа, Пиппо Дельбоно, Гжегож Яжина и другие; видеозаписи их спектаклей можно найтиздесь. Внимательный читатель заметит, что в списке — ни одного имени российского режиссера. Что поделать? Ситуация такова, что после западноевропейского театра большая часть современного (или притворяющегося современным) российского из эмоций может вызвать только жалость. Но если очень хочется, то вот небольшое утешение: «Войцек» Кирилла Серебренникова (правда, в латвийском театре), «Горки-10» Дмитрия Крымова, «Счастье» Андрея Могучего, «Земля» Максима Диденко.

Подписывайтесь на наши странички в Facebook,ВКонтакте, YouTube

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления