Николай Гоголь — главное действующее лицо русского хоррора

Александр Петров и Александр Цекало о фильме «Гоголь» и гоголевском абсурде в жизни 

Гоголь-гот пробирает зрителя до мурашек: хоррор вступил на родную почву осин и березок

Текст: Ольга Галицкая

Мы живем в мире Гоголя. 7 сентября день рождения режиссера Кирилла Серебренникова, худрука «Гоголь-центра», находящегося под домашним арестом, в соцсетях горячо отметили его многочисленные друзья, соратники и поклонники. Все безоговорочно верят в победу разума и добра, но конца-края абсурду под названием «Дело Седьмой студии» пока что не видно.

Первую часть большого сериала «Гоголь. Начало» (режиссер Егор Баранов) показывают с начала осени около полутора тысяч кинотеатров России, и коммерческий успех этого проекта заслуживает отдельного разговора. Впервые на экране Николай Васильевич Гоголь вступил в прямой контакт со своими персонажами и сам стал главным действующим лицом русского хоррора, что, судя по всему, очень нравится большинству зрителей.

Лекала для производства эпопеи о расследованиях ужасных происшествий на хуторе близ Диканьки явно использованы американские и британские — насмотренные зрители легко опознали приемы и мотивы «Сонной лощины», «Багрового пика», «Шерлока» и многого другого, давно и успешно созданного в жанре хоррора. Но публике явно импонирует нервический Гоголь-гот в мрачной одежде, с черными волосами, обрамляющими мертвенно-бледное лицо, готовый встречаться с любой нечистью лицом к лицу и, преодолевая собственные страхи, узнавать их потусторонние жуткие тайны.

Восторженный отзыв кинозрителя на одном из киносайтов умиляет: «Мне фильм очень понравился! Если сравнивать с американскими ужасами, которые уже многим надоели однообразием, здесь наша родная глубинка, деревня; колдуны, которых часто представляли в образе свиней… Что-то родное и таинственное! До мурашек! Здесь показано то, что близко и понятно русской душе! Это реально могло быть рядом с нами, если окунемся в прошлое! И поэтому цепляет!».

«Родная глубинка», хочется заметить, максимально удалена от родной Гоголю Малороссии. Деревенские дома на экране ничуть не похожи на украинские хаты и вообще украинское происхождение писателя не то чтобы скрыто, но ловко снивелировано и размыто в некоем лишенном национальных и географических примет киноужасе.

Тем, кто вдруг решит, что, посмотрев продюсерское произведение Александра Цекало, они приобщились к большой литературе и знакомы теперь с творчеством величайшего писателя всех времен, надо бы сообщить, что это огромная ошибка и чтение книг по-прежнему необходимо.

Наталья Меркулова, поработавшая в коллективе авторов над сценарием, считает, что сам факт появления сериала о Гоголе — это революция: «Мы забыли, что у нас есть настоящие литературные герои, придуманные великими писателями. Да, их изучают, их портреты развешаны по школьным классам, но школьная программа сделала свое дело. Великие авторы вместе со своими произведениями перестали быть интересными, они покрыты пылью, которую давно надо стряхнуть. „Гоголь“ — это совершенно точно шаг вперед, он открывает большие перспективы. Надеюсь, и дальше будут появляться такие сериалы».

Так что, несмотря на весь очевидный трэш-стиль и подражательство фильма-сериала, в нем, похоже, верно схвачено настроение момента. Зрителям определенно хочется оторваться от «гоголиады жизни», неуклонно набирающей обороты, и получить удовольствие от фэнтези, где действует, как ни крути, не чужеземный, а именно наш герой, при этом истинно творческий человек, самолично разбирающийся со всеми исчадиями зла.

Александр Петров, играющий Гоголя, рассказывал, что, перед каждой съемкой с ним происходило что-то необычное: «То ли дело в парике, то ли что, но у меня сразу начинало сильно биться сердце, а когда я его снимал, успокаивался. Говорят, что от волос идет какая-то энергия, я в это поверил». Кстати, у современного Гоголя нет характерного длинного носа, знакомого всем по каноническим портретам писателя. Да, собственно, и произведения классика препарированы до неузнаваемости.

Олег Меньшиков, которому досталась инфернальная роль следователя Якова Гуро из Третьего отделения, почему-то одет как лондонский денди. Он явно обременен своими собственными тайнами и сразу распознает в странном, припадочном писаре Николае Гоголе человека, умеющего выйти на контакт с потусторонним миром.

При этом роль Меньшикова украшена иронией, что идет на пользу его персонажу. «Не хлопнуть ли нам по рюмашке», — предлагает Яков Гуро посиневшему от переживаний Гоголю, после того, как только что на его глазах ловкими, профессиональными движениями препарировал труп девушки, убиенной таинственным злодеем. Реплика из «Покровских ворот» как нельзя кстати снижает мрачный серьез сериала-страшилки.

Предложение сниматься в сериале «Гоголь. Начало» Меньшикову передал Александр Петров, благо он работает под руководством Олега Евгеньевича в Театре им. Ермоловой, и считает его во многом своим учителем. С Меньшиковым Петров на практике постигал профессию актера. Дуэт сложился в фильме Федора Бондарчука «Притяжение», который весьма понравился зрителям. Тогда же Александр встретил девушку своей мечты — Ирину Старшенбаум.

Летом Петров съездил в Питер на съемки фильма Кирилла Серебренникова «Лето», где также играет Старшенбаум и многие ребята из «Седьмой студии», актер рассказал об этом в день премьеры «Гоголя».

Мы с ребятами, учившимися у Серебренникова, знакомы и дружим очень давно. Когда я был студентом у Леонида Хейфеца, Серебренников вел курс в Школе-студии МХАТ, это были два самых мощных курса в Москве, мы хорошо знаем друг друга. Большое число тех людей остались в профессии, и не просто остались, а стали одними из лучших молодых артистов и режиссеров.

Что показывает, что Кирилл Семенович воспитывает только порядочных, только талантливых, только честных, только настоящих людей с большим сердцем и очень сложно поверить, что все происходящее с ним и его коллегами по «Седьмой студии» вообще возможно. Что это не в каком-то кошмарном сне, а наяву. Мне хочется от себя и от Ирины Старшенбаум выразить слова поддержки в адрес Кирилла Семеновича.

Я уверен, что весь этот злой дурман рассеется, и все будет хорошо, справедливость будет восстановлена. Я желаю большой выдержки и прочности духа всем ребятам из Гоголь-центра, всем его сотрудникам, съемочной группе «Лета» и главное — самому Кириллу Семеновичу и тем, кто сейчас под следствием. Серебренников — огромного таланта человек, и у меня нет никаких сомнений, что он осуществит все свои замыслы и проекты в театре и в кино.

Ироничный Александр Цекало оценил сложившуюся ситуацию в отношениях власти и деятелей искусства язвительно и очень точно.

Когда страна на подъеме, когда рекой льются инвестиции с Запада, к нам все хотят в гости. Когда, наконец-то, побеждена коррупция и не воруют депутаты, а у генералов не находят в доме сто миллионов евро, где все хорошо — чем еще заниматься в такой стране? Конечно, взяться за театр. Поэтому я считаю, что это очень правильная инициатива Следственного комитета. Дальше пойдут телевизионные каналы, и так далее. Если все хорошо и распрекрасно, ничего другого не остается, как обратить внимание на культуру. Вот они и обратили.

Что тут добавить? Фантасмагория почище, чем у Гоголя нашего Николая Васильевича.

Подписывайтесь на наши странички в Facebook, Вконтакте

Поделиться