Фильм недели с Юрием Гладильщиковым: Черчилль против Гитлера

Фильм «Темные времена» приоткрывает одну из самых мрачных страниц британской истории.

В кино случаются такие переклички, что диву даешься. Уже объявлены оскаровские номинанты на звание лучшего фильма 2017 года. Любопытно, что сразу два фильма из девяти — «Дюнкерк» Кристофера Нолана и «Темные времена» Джо Райта — рассматривают под разными углами одно и то же страшное событие: когда немцы в мае 1940-го взяли в тиски более трехсот тысяч британских, французских и бельгийских солдат на французском берегу Па-де-Кале. На открытой местности, фактически обрекая их на легкий расстрел с воздуха. Но немцы не поторопились, видимо, решив, что солдаты по сути заложники — деваться им все равно некуда. За время короткой передышки англичанам при помощи тысяч гражданских яхт и рыболовецких судов удалось вывести почти весь военный корпус, что, возможно, повлияло на ход Второй мировой.

Гитлер, не разбив британскую пехоту, так и не решился на вторжение в Англию, а в итоге сдуру открыл второй фронт в России.

Занятно, что Джо Райт сделал уже второй фильм, где важную роль играют события у городка Дюнкерк. Первый — «Искупление» 2007 года с Кирой Найтли и Джеймсом МакЭвоем — получил семь оскаровских номинаций (и один неглавный «Оскар»). Но в новом фильме Райта Дюнкерк — не главная тема. Хотя и значимая. Это фильм о том, как Черчилль переломил ход мировой истории.

О чем кино

Про эти события я впервые прочел в переведенном на русский гарвардском сборнике исторических докладов. Все они укладываются в три недели мая 1940-го.

Суть в том, что 10 мая 1940 года Гитлер атаковал Францию, с которой, как и с Великобританией, формально находился в состоянии войны еще с сентября 1939-го, после нападения Германии на Польшу. Заодно немцы в считанные дни мая оккупировали Нидерланды и Бельгию.

Это породило политический кризис в Великобритании, и парламентарии решили, что Невилл Чемберлен слишком слаб и нерешителен, чтобы быть премьер-министром в условиях войны. Всего-то за два года до начала прямого противостояния Британии и Германии Чемберлен с радостью подписал мирный договор с Гитлером и Муссолини и вернулся в страну со словами «Я привез вам мир».

Наиболее явным кандидатом на пост нового премьер-министра был протеже Чемберлена Эдуард Вуд, первый граф Галифакс. Ему благоволил и король Георг VI, который заикался, — тот самый, про которого снят оскароносный фильм «Король говорит!».

Однако вышло так, что премьер-министром назначили Черчилля, которого король, если верить фильму, не любил уже потому, что тот поддержал брак старшего брата короля Эдуарда VIII, отрекшегося от престола, с простой, да еще разведенной американкой.

Что в этом хорошего

Про «Темные времена» можно сказать все лучшее, что только можно, говоря об историческом полотне (наверное, все же псевдоисторическом — кино не в силах быть правдивым). Психологически проработанные портреты. Исторический контекст. Изумительная Кристин Скотт Томас в роли миссис Черчилль. Забавный Черчилль — прямо как Ленин, самый человечный человек, даже еще круче. Способен диктовать стенографистке телеграммы прямо из сортира, обожает фирменный тонкий английский юмор. Невероятный актер в роли Черчилля, у которого «Оскар», считай, уже в кармане — любой другой вердикт лос-анджелесских академиков будет расценен как скандал.

Человечность Черчилля еще и в том, что он постоянно курит сигары и постоянно пьет (на вопрос, как можно с утра пить скотч — чуть ли не стаканами, — он отвечает: у меня закалка). А денег в доме нет. Представляете, у нашего премьер-министра нет денег! Но мужик есть мужик: на хорошие сигары и дорогую выпивку Черчилль фунты всегда находит. Известна, кстати, история, как Сталин, узнав о пристрастии Черчилля к очень крепким напиткам, дал заказ-приказ Ереванскому коньячному заводу изобрести коньяк «Двин». Каждый месяц Черчиллю отправляли ящик «Двина».

Я советую пойти на фильм, ничего про него не читая, даже анонсов. А потом уже, если захотите, что-то почитать. Меня, например.

Мне интересно: вы догадаетесь, кто играет Черчилля? Я, например — а я тоже ничего не читал до фильма — не угадал.

По строгому счету, у меня лишь одна претензия к «Темным временам». Нет, пожалуй, две. Вот одна из них. Фильм не заострил политические и психологические конфликты настолько, насколько мог. То есть всё показано, всё сказано, но какой-то ударной точки, восклицательного знака все-таки нет.

Статья в уже упомянутом гарвардском историческом сборнике была гораздо интереснее, поэтому и фильм я рассматриваю, скорее, как иллюстрацию к ней.

Знаете, что недотянуто в фильме? Что фактически в три недели мая 1940-го всего три человека решили судьбу если не цивилизации вообще, то западного мира.

Первым оставался слабеющий на глазах (в том числе и физически — у него был рак), но все еще влиятельный Чемберлен. Вторым — его приятель, первый граф Галифакс, которого Чемберлен и его сторонники буквально каждый день, надеясь использовать прокол Черчилля, мечтали посадить в кресло премьер-министра.

В ситуации полнейшей катастрофы, когда война была практически проиграна, Британии не хватало самолетов и военных кораблей, США в помощи отказали, поскольку подписали с Германией какую-то мирную фигню (в фильме есть разговор Черчилля с добрейшим, но предательским Рузвельтом), сухопутные войска под Дюнкерком были обречены, Черчиллю ежедневно, и с каждым днем активнее капали на мозги — особенно Чемберлен и Галифакс, — что он обязан пойти на переговоры с Гитлером, посредниками в которых вызывались быть итальянцы в виде шестерки Гитлера Муссолини… А иначе страну ждет капитуляция.

Черчилль отвечал одно: что переговоры — позор, что проигравшая войну нация возрождается, а трусливо сдавшаяся исчезает с карты, что нельзя доверять никаким гарантиям Гитлера, как нельзя вести переговоры с тигром, если твоя голова — в его пасти.

В итоге ему удалось склонить на свою сторону и короля, а парламент, и народ (сцена общения Черчилля с народом в подземке, конечно, чересчур мелодраматическая и идиллическая). Никому не хотелось воевать. Война — это кошмар. Но Черчилль своей политической волей фактически втянул Британию в войну с Германией, втянул в бомбардировки Лондона и Ковентри, не позволив трусливо поджать хвост. Он заставил англичан воевать. Ярый антисоветчик, в будущем родоначальник Холодной войны, четко понял, что Гитлер хуже и опаснее Сталина. Повторяю: всё это вроде сказано. И все же недожато.

Вторая претензия: в фильме сглажены некоторые исторические обстоятельства. Ни-ни, я ни в коей мере не собираюсь влезать на территорию историков. На нее только влезь, как от тебя полетят клочки по закоулочкам. Но есть важное обстоятельство, о котором фильм умалчивает: среди британской аристократии и политической элиты было очень много поклонников Гитлера, вероятно, считавших, что в условиях борьбы с коммунизмом он наведет в мире нужный порядок. Бароны, графы, лорды, герцоги готовы были принести присягу ефрейтору. Есть версия, что некоторая часть из них опустилась настолько низко, что готовы были подарить ему Мальту, лишь бы Гитлер оставил в покое Британию. То-то был бы национальный позор. По некоторым сведениям, прогитлеровски настроенным был и граф Галифакс. Этой пятой колонне аристократии Черчилль тоже нашел силу и волю противостоять.

Наш вариант рекламного слогана

Хочешь стать политиком — найди себе для начала собственного Гитлера. В России это работает тоже.

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления