Для тех, кому за 40: фильм недели с Юрием Гладильщиковым

Два оскаровских лауреата, кругосветное путешествие в одиночку на яхте и невероятная авантюра в фильме, только что вышедшим у нас под названием «Гонка века»

Оригинальное название «Гонки века» при кажущейся простоте — The Mercy — на раз-два не перевести. Пусть будет «Гонка века». Фильм кроме России вышел лишь в нескольких европейских странах. В Америке — пока нет.

Изумлен уже тем, что вижу редкую в последние годы картину, рассчитанную не на малолеток, а на публику лет 50. Во-первых, оба главных актера — красавцы-представители этого поколения, выглядящие как минимум лет на десять моложе. Оба — оскаровские лауреаты и любимцы киноманов. Главную мужскую роль играет Колин Фёрт, от которого в экстазе женщины бальзаковского возраста. В главной женской — Рейчел Вайс, которая лично для меня эталон красоты.

Во-вторых, фильм о том, что нет такого возраста, когда человеку закрыт путь к романтике, авантюре, риску, полному изменению жизни. На самом деле, в 40−50 лет ты способен полностью изменить привычный уклад, изумить себя, близких и даже знакомых продавцов зелени и рыбы. Но тут не все так просто.

О чем это

В 1968-м одна из ведущих британских газет опубликовала подробности суперконкурса. Яхтсмен может в одиночку отправиться в кругосветку без права заходить в порты; выиграют двое: кто придет первым, и кто покажет наивысшую скорость.

Приз — сумасшедший. Пять тысяч фунтов стерлингов. Полагаю, ни один московский дворник из Средней Азии не согласился бы сейчас за такие смешные призовые домести, например, кучу мусора от Беговой до кольцевой дороги. Но тогда — вообще-то всего лишь менее полувека назад — большие деньги. В гонку ринулись девять соперников, в том числе профессиональные яхтсмены и даже один бывший командир подводной лодки.

И ввязался один лох — персонаж Колина Фёрта. Единого времени и места для старта намечено не было. Каждый отдавал швартовы по мере готовности. Так что герой Фёрта, глава фирмы по изготовлению навигационного оборудования, отстал месяца на три. При этом и ему, и его окружению было понятно, что его спешно строящийся тримаран (судно с тремя соединенными корпусами) к гонке не готов — ему бы еще полгода. Забегая вперед, скажу, что герою с первого дня придется вычерпывать ведром из своей яхты воду. Но спонсоры ждать не желали, а главный из них в случае невыполнения контракта готов был забрать бизнес героя и его дом, где он жил с тремя детьми и женой — той самой великолепной для меня Рейчел Вайс, которой в этом фильме, по правде сказать, играть нечего.

Что в этом хорошего

Один шторм, одна сцена с дельфинами и касатками, одно карабканье героя на высокую мачту. Сцена, когда герой висит на верхушке раскачивающейся мачты, одна из лучших в фильме. Ведь в глазах его тоска: какого черта я сюда поперся?

В итоге в голову ему приходит авантюрный план, который при явной невозможности позволит выиграть гонку и показать лучшую скорость, завершить ее с честью. Беда в одном: завершить гонку с честью жаждет человек чести. И эта его честь приходит в противоречие со всеми его придуманными обманами.

О них пока забудем. Еще раз проанализируем то, о чем фильм. Я уже отчасти об этом говорил: о том, что поколение 40−50-летних все еще способно бросить вызов молодым.

Но фильм в принципе о том, что в 40−50 рано вычеркивать себя из жизни. Тебя тяжелым якорем удерживают у дна красавица-жена и трое детей. Но если ты — настоящий мужик и рисковый авантюрист, они тебя поймут. Не осудят — как бы ни сложилась потом судьба — и останутся ли у них деньги после твоей авантюры.

Странности

На самом деле в фильме много нелогичного. Все-таки странно, что взрослый ответственный мужчина способен заложить все благосостояние семьи ради авантюры. Сценарный недостаток: неясность для зрителя, где происходит действие. Где находятся главные яхты гонки и важный для сюжета мыс Горн? Я-то, кстати, помню, где он расположен, но лишь потому, что подростком увлекался «Пятнадцатилетним капитаном» Жюля Верна. Но рядовой зритель помнить об этом не обязан.

Опять же непонятно: если яхтсмены стартовали в разное время и главной была скорость, то зачем английские газеты столь подробно отслеживали, кто где находится и на сколько тысяч миль кого опережает?

Человек — сильная личность

Человек в одиночку, не имея вроде бы шансов, способен одолеть природную стихию, — это тренд последних лет. Ура человеку (британскому прежде всего — как же не похвалить себя, любимых).

Только в последние годы появились сразу несколько лент, в которых человек в одиночку пытается совладать с мировым океаном. «Не угаснет надежда» с Робертом Редфордом, у которой в оригинале прямо противоположное название All is Lost — «Все в ж…». «Жизнь Пи», которую прямо вчера повторил наш 1-й телеканал, где человек преодолевает океан на пару с тигром.

«Гонка века» отличается таким страшным для большинства публики дополнением, как моральная составляющая. Единственный настоящий грех по мнению главного героя — это сокрытие грехов.

Самое занятное, что, когда анализируешь фильм, понимаешь, что герой победил бы и без плутовства. Но позволить себе быть плутом он не может.

Его тело так и не нашли, и жена, переехавшая в итоге с детьми в более скромный дом, говорит репортерам: если он вдруг сам шагнул с лодки, его реально подтолкнули: спонсоры, репортеры, фотографы. Очередной камень в огород СМИ и желтого интереса к жизни.

Наш вариант рекламного слогана

Сарказм поймут лишь те, кто помнит о словах нашего политического лидера после трагедии с подводной лодкой «Курск». Что случилось с яхтой? — Она уплыла.

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления