Чечня и Ингушетия игнорируют российское кино. Самые популярные фильмы 2019 года не вошли там даже в топ-20
Снятые в России фильмы пользуются в республиках Северного Кавказа куда меньшей популярностью, чем в целом по России, обнаружили «Открытые медиа», изучив данные государственной Единой автоматизированной информационной системы по показам фильмов (ЕАИС).
Так, практически ни в одной из национальных республик региона ни один из российских фильмов не вошёл даже в первую десятку по сборам за 2019 год, тогда как в целом по России исторический боевик «Т-34» занял третье место (этот фильм также стал третьим по сумме сборов российским фильмом за всю историю постсоветской России). В топ-20 по сборам за прошлый год в России в целом вошли ещё два отечественных фильма — обе части «Полицейского с Рублёвки».
Сборы «Т-34» наиболее показательны. Самый популярный российский фильм прошлого года по сборам едва попадает в двадцатку в большинстве кавказских республик за исключением Адыгеи и Северной Осетии, где он смог пробиться в топ-20. Но, например, в Чечне в двадцатку самых кассовых лент не попал ни один российский фильм.
Руководитель государственного управления по кинематографии Министерства культуры Чечни Зелимхан Заурбеков объясняет эти результаты особенностями вкусов местной аудитории. По его словам, больше всего в Чечне любят приключенческие фильмы и комедии.
«На новогодних праздниках был очень популярен „Полицейский с Рублёвки“. Недавно вышел наш, чеченский фильм „Штурм“ (о штурме Грозного — ОМ), он пользовался большой популярностью. Так, в муниципальных кинотеатреах Шали за декабрь на него было продано 2992 билета», — пояснил чиновник «Открытым медиа».
По данным того же ЕАИС, в начале 2020 года отечественные фильмы пользовались заметно большим успехом в этой республике, чем в прошлом году — они заняли шесть мест из 20 в рейтинге по сборам. Правда, упомянутый Заурбековым «Полицейский с Рублёвки» оказался в Чечне лишь на 12-м месте (в целом по России — на шестом).
Но и с учётом этого отечественное кино показало в Чечне в начале этого года куда более скромный результат, чем в целом России. Если в общероссийском топ-5 снятые в России фильмы заняли четыре верхних строчки, то самый популярный в Чечне отечественный фильм — комедия «Холоп» — добралась лишь до третьего места.
По словам Заурбекова, главная проблема проката отечественных фильмов заключается в том, что их плохо рекламируют. «Хорошую рекламу нужно давать нашим фильмам. Не бывает у нас хорошей рекламы даже на центральных каналах», — считает Заурбеков.
Такими же слабыми оказались успехи российских фильмов и в других кавказских республиках, убедились «Открытые медиа». Министерство культуры Дагестана винит в этом частные кинотеатры, которые невозможно заставить дать приоритет отечественному кино.
«Если говорить о кинотеатрах, которые открыли по линии Фонда кино, то там доля отечественного кинопродукта высока. Мы можем просить частные кинотеатры показывать российские фильмы, но не можем заставить их это делать», — пожаловалась сотрудница ведомства.
По её словам, некоторые снятые в России фильмы популярны в республике, даже несмотря на недостаточную рекламу. «Много на новогодних праздниках собрал „Холоп“. В своё время огромный резонанс вызвало „Движение вверх“. Так что в наших кинотеатрах тоже идут на отечественное кино», — подчеркнула собеседница «Открытых медиа».
Но и в этой республике снятое в России кино популярно куда меньше, чем в России в целом. Выпущенная в прокат в 2018 году спортивная драма «Движение вверх» стала самым кассовым российским фильмом в истории и заняла первую строчку в российском прокате в 2018 году. Однако в Дагестане по итогам того же года этот фильм оказался лишь на шестом месте по сборам.
Чиновница министерства культуры Кабардино-Балкарии в разговоре с «Открытыми медиа» посетовала, что зрителя в кинотеатр «насильно не притянешь». «На мой взгляд, тот же „Т-34“ в республике посмотрели неплохо. Кино сугубо индивидуально. Я „за“ двумя руками, чтобы смотрели российское кино, включая „Т-34“. Мы активно его продвигаем в республике», — говорит она. По данным ЕАИС, «Т-34» по сборам в Кабардино-Балкарии в 2019 году занял только 15-е место.
Министерство культуры России уже несколько лет стремится увеличить долю отечественного кино в российском кинопрокате. Ещё в 2016 году министр культуры Владимир Мединский говорил в интервью ТАСС, что «мечты на перспективу» — чтобы снятое в России кино собирало половину всех денег в российских кинотеатрах.
Ради этого Минкульт переносит премьеры голливудских блокбастеров, отдавая приоритет российскому кино — как было, например, с фильмом «Мстители: Финал». Его премьера должна была состояться на майских праздниках в 2019 году, однако её отложили ради российского комедийного боевика «Миллиард» с Владимиром Машковым (фильм не вошёл даже в топ-20 по сборам в 2019 году).
Мединский в 2016 году планировал, что уже через два года российские фильмы соберут четверть кассы в кинотеатрах. Однако и по итогам 2019 года на отечественное кино пришлось лишь 22% всего проката. Более того, в прошлом году, несмотря на все ухищрения Минкульта, сборы отечественного кино в российских кинотеатрах впервые за пять лет упали, тогда как популярность иностранного кино заметно выросла. Из всех попавших в прокат в январе-ноябре 68 российских фильмов, которые профинансировало государство, окупились лишь восемь.